В XVIII веке кофе считался приметой дворянской роскоши, а в XIX превратился в повседневный напиток, который с удовольствием пили люди всех сословий.
Впервые кофе появился в России в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Медики прописали царю употребление заморского питья в качестве лекарства от «главоболений» и других недугов. При императоре Петре I в 1720-е годы открылись первые кофейни, так как это был любимый напиток государя. По-настоящему вошел в моду кофе при Екатерине II, которая пила по несколько чашек в день, а ее примеру следовали приближенные дворяне, которых не пугала дороговизна иностранного напитка. Документы по истории кофе и кофеен в Москве сохранились в Главархиве.
В XVIII веке объем потребления кофейных зерен постоянно рос. Согласно сохранившимся архивным документам, в начале 1798 года в Москве даже попытались устроить картельный сговор – спекулянты искусственно взвинтили цены на кофе и сахар. После этого вышло секретное распоряжение московского военного губернатора, который поручил своим секретным агентам выяснить, является ли колебание цен на эти товары естественным или кто-то намеренно покупает запасы кофе, чтобы затем устроить распродажу по завышенной стоимости.
После войны 1812 года кофейни пришли в упадок. Гораздо большим спросом тогда пользовались трактиры, где можно было полноценно поесть и даже переночевать, что было важно в условиях разоренного города. В кофейнях же разрешили подавать еду, что раньше было запрещено. До войны с Наполеоном там можно было купить только горячие напитки: кофе, шоколад, чай – а к ним – пирожные.
О состоянии кофейного дела рассказывает прошение купца Ивана Клюева, который просит разрешение у Московской городской думы на закрытие кофейни в Новинской части Москвы «так как она находится в отдалении от города, и он не не находит для себя выгоды в содержании оной в 1815 году». Предприниматель просил также разрешения на открытие трактира, которые тогда процветали.
Однако уже в 1815 году, когда русские солдаты вернулись из Парижа, они заново открыли для себя вкус кофе, побывав во французских и немецких кондитерских, где этот напиток считался повседневным. Русские солдаты называли новый напиток «кава» и придумали свой рецепт на основе кофе: в кофейную гущу крошили лук и хлеб, а затем ели как похлебку. О вкусовых впечатлениях остается только догадываться, но, так или иначе, популярность кофе вновь возросла. В 1820-е годы в России стали производить двухсекционные самовары с отдельными емкостями для кофе и чая, чтобы можно было заваривать оба напитка сразу. Некоторые горожане в целях экономии придумывали свои варианты кофе. Например, на основе цикория, порошка желудей и свеклы, а для вязкости добавляли в получившийся отвар ячменную муку и корни одуванчика. Всем тогда хотелось соответствовать моде, так что приходилось проявить изобретательность.
Нужно отметить, что кофе в первой половине XIX века был дорогостоящим продуктом, который не все могли себе позволить купить на развес. Самым дорогим считался сорт «ливанский мокко» по 28–30 руб за 16 килограмм. Самым дешевым был бразильский по 17 рублей за 16 килограмм. Для сравнения: говядина тогда стоила примерно 6,4 рубля за 16 килограмм, пресноводная рыба – 4 рубля за 16 килограмм. С возвращением моды на кофе возвратились и старые правила по содержанию кофеен, теперь там снова можно было подавать только напитки и пирожные. Те, кто нарушал правила, могли получить уведомление от городских властей, где сообщалось о необходимости закрыть заведение. Подобная история произошла с купцом Павлом Гордеевым в 1820 году. Он содержал кофейню в «Серебряных банях» (сейчас там находится район Серебрянического переулка), и по словам секретного агента Кобылинского, в его заведении: «Был буфет с чайными чашками и разного рода посудою. Были также и жаренные съестные припасы, а в мазанной печи был котел, а в нем непрестанно кипятилась вода».
Во второй половине XIX века кофе подешевел, поэтому несколько предпринимателей открыли кофейни, где подавали обжаренный кофе, который раньше ввозили из-за границы. Согласно сохранившимся документам, в конце 1870-х годов в Москве такие кофейни держали гражданин Франции Луи Бежо и подданная Бельгии Анна Брюно. Крупные компании по производству кондитерских изделий также содержали свои кофейни, например, Товарищество фабрик А. Сиу и К.
В начале XX века в Россию ежегодно ввозили кофе на шесть миллионов рублей. После Первой Мировой войны импорт кофе почти полностью прекратился, а мода на него вернулась только в 1950-е годы ХХ века.